На рынке появляются и развиваются всё новые российские бренды модной одежды. Недавно появившихся 12storeez, Ushatava и Monochrome теперь часто можно встретить как на прохожих в провинциальном городе, так и на многих селебрити, показывающих трендовый лук в своём Инстаграм.
В 2020 году произошёл быстрый рост числа отечественных поставщиков на известных ритейлерах: 300% на Aliexpress и 52% на Wildberries.
Да, пандемия повлияла даже на fashion-индустрию и дала новый виток популярности брендам одежды из России. О том, почему так вышло, рассказывает Роман Уралович, сооснователь брендов AnikinA и A Quick Buck, серийный предприниматель и маркетолог.
Парадоксальная ситуация на рынке модной одежды
Fashion-индустрия очень чувствительна к состоянию экономики в стране. Даже при незначительном спаде ВВП люди часто резко сокращают свои расходы на потребление в этой сфере. Одежда не является товаром первой необходимости, который постоянно нужно обновлять, и часто в достаточном количестве хранится на полках шкафов. С начала пандемии упавший рубль и низкий уровень ВВП успели “прийти в себя”. К концу 2021 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 3.3%. В то же время зарплаты россиян изменяются медленнее - всего на 1-2% за последний год, а это значит, что доходы потребителей увеличились слишком незначительно, чтобы это могло объяснить резкий рост спроса на одежду в первой половине года.
Секрет в том, что все уже устали от режима постоянной экономии, ограничений и небольшого выбора развлечений. Покупкой новой одежды потребители как бы награждают себя за то, что уже долгое время справляются с проблемами пандемии и кризиса, прибегая к одному из немногих доступных способов получения быстрого серотонина. Для некоторых покупка новой одежды и раньше была неким ритуалом: поход в торговый центр с семьёй или друзьями - значимое и интересное событие для многих граждан России, ведь случается не часто из-за бедности большинства населения страны.
В ситуации постоянной экономии с одной стороны и желания купить новую одежду (не важно, какой из вышеперечисленных мотивов имеет место) - с другой, для брендов скрывается огромная выгода. В торговых центрах прогуливается множество потенциальных покупателей в надежде заполнить потребность в новых покупках примерками и просмотром витрин. Многие из “прогуливающихся” в конце концов сдаются и покупают себе что-то интересное.
Так, те бренды, которые представлены в ТЦ или в принципе имеют свой офлайн-магазин, оказываются в выигрыше. Важно учитывать, что затянувшаяся пандемия и частые локдауны в разных странах вызвали значительные перебои поставок иностранных брендов одежды. В то же время российские торговые марки продолжают обновлять свои коллекции и предлагать выгодные условия покупателям, за счёт чего увеличивают свои продажи.
Быть везде - теперь необходимость
Хотя офлайн-шопинг стал для покупателей отдушиной и приятным бонусом за долгие ограничения, стабильно высокие продажи возможны только при мультиканальном подходе.
Размещение товаров и рекламы о них на всевозможных площадках - самый правильный подход для магазинов одежды. С учётом его грамотного использования, он выгоден, в первую очередь, именно российским брендам. Как говорилось выше, площадки офлайн-магазинов становятся сложнодоступными для иностранных сетей, что сильно сужает их каналы продаж. Отличный пример - 12storeez. Магазин современной трендовой одежды с множеством точек по всей России неизбежно завоёвывает внимание и доверие покупателей, а возможность онлайн-шопинга в той же сети позволяет продолжать работу и во время пандемии.
Кроме того, сейчас стал эффективным и популярным инфлюенс-маркетинг и реклама у блогеров. Так, многие селебрити становятся амбассадорами местных брендов, тем самым повышая лояльность аудитории и узнаваемость марки. Конечно, российские звёзды шоу-бизнеса вызывают у нас доверие и заинтересованность больше, чем иностранные. Тем же образом, реклама одежды у блогеров часто оказывается успешной именно в том случае, если продавец, покупатель и сам блогер говорят на одном языке (по крайней мере из-за особенностей аудитории каналов). Например, Monochrome не так давно запустил коллаборацию с актрисой Ириной Горбачёвой. Знаменитость привлекла внимание своей аудитории к бренду и стала “гарантом доверия” для новых покупателей.
Также сейчас многие бренды создают уже известные персоны - те же блогеры и селебрити. Так, с самого начала создания магазина у него имеется некоторая популярность. Российскому покупателю не нужно объяснять, кто такой создатель бренда и почему ему можно доверять. Это значит, что потребитель вероятнее предпочтёт этот бренд иностранному за счёт сформированной лояльности. Не следует также упускать из внимания, что покупка одежды у известного человека может быть из-за желания быть причастным к деятельности именно этого конкретного селебрити. Популярная Инстаграм-блогерша Анастасия Миронова со своим брендом IronbyMironova - отличный пример такого бизнеса. Многие покупатели её одежды отмечают, что именно доверие и уважение к Анастасии стали главной причиной выбора её моделей.
Другие особенности современного рынка одежды
Сегодня среди молодёжи существует тренд на этичное и экологичное потребление. Одна из его идей - покупка вещей именно локальных брендов. Например, транспортировка одежды из другой страны влечёт за собой большой углеродный след. Проще говоря, плохо влияет на экологию. Покупка российских брендов в России же считается более этичной и, следовательно, предпочтительной.
Некоторые местные производители ориентируются на особенности и потребности их будущих клиентов. Так, в нашей стране в производстве одежды часто используются традиционные российские принты. Например, главная фишка одежды Levadnaja Details - изящные вышивки из драгоценных камней, вдохновлённые народными мотивами. Иногда упор делается на удобные для нашего климата фасоны: трендовые куртки с хорошей защитой от ветра или красивое термобельё на холодную погоду.
Таким образом, российские бренды модной одежды успешно развиваются и увеличивают свои продажи. Можно сказать, что пандемия этому способствовала, однако важно помнить, что такой скачок популярности может оказаться временным, если не развивать существующие тенденции.