06:30
+17 C°
Пробки:   0
$
68.6319
77.9658

Стереотипы в отношении женщин и их социально-экономические последствия

19 мая 2020 года
1798
Стереотипы в отношении женщин и их социально-экономические последствия

Родители готовы рекомендовать карьеру в IT сыновьям в 3 раза чаще, чем дочерям.

Стереотипы в отношении женщин влияют как на цифровую экономику, так и на экономику России в целом*. Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума провел исследование**, чтобы выяснить, что мешает женщинам быть представленными в традиционной и цифровой экономике наравне с мужчинами, как они сами оценивают свои карьерные перспективы и какова вероятность преодолеть стереотипы в отношении женщин в ближайшем будущем.

Женщины в национальной экономике

По данным Росстата, сегодня в России 78,8 миллионов женщин или 54% населения. При этом они слабее мужчин вовлечены в экономику страны: уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60%, среди мужчин — 72%.

Одна из проблем, с которыми сталкиваются женщины при построении карьеры, — дисбаланс оплаты труда. Женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией. Согласие женщин на такие условия приводит к тому, что «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов.

При этом женщины занимаются саморазвитием и уделяют образованию больше внимания, чем мужчины: 36% занятых в экономике женщин имеют высшее образование. У мужчин этот показатель равен 28%. Как следствие, высококвалифицированных специалистов-женщин значительно больше, чем мужчин (63% и 37% соответственно).

Около 40% россиян согласны, что построить карьеру и получить повышение проще мужчинам, и только 6% считают, что женщинам. 24% россиян согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями, и эту точку зрения разделяют в том числе 17% женщин.

При этом в России одна из самых высоких в мире доля женщин-руководителей — 41%. Это происходит в том числе благодаря инициативам, направленным на привлечение женщин в предпринимательство. В течение последних трех лет количество женщин-предпринимателей растёт, и их интерес к предпринимательской деятельности тоже. Компании запускают образовательные проекты, помогающие женщинам в построении и ведении собственного бизнеса. Среди них совместный проект Сбербанка и Google «Бизнес класс» — бесплатная онлайн-программа для развития предпринимательских навыков, где 52% студентов — женщины.

Женщины в цифровой экономике

По данным исследования, сегодня 15% россиян работают в сфере цифровой экономики. Женщин и мужчин в IT примерно поровну — 52% и 48% соответственно. Женщины чаще заняты в «бэк-офисе» — они работают продавцами, менеджерами, операторами. Мужчины чаще занимают должности, требующие более высокой квалификации: инженер, программист, системный администратор.

Около половины женщин (48%) не согласны с утверждением, что они хуже справляются с работой, связанной с информационными системами, электронной коммерцией и точными науками, чем мужчины. Любопытно, что среди мужчин процент не согласных с этим утверждением выше — он составляет 55%.

Профессии в области цифровых технологий набирают популярность: 7% опрошенных россиян ответили, что при выборе специальности остановились бы на IT сфере. При этом влияние стереотипов на родителей остается довольно сильным — карьеру в IT сыновьям готовы рекомендовать в 3 раза чаще, чем дочерям. Как результат, девушки-подростки реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7% против 14% среди юношей). Эта тенденция сохраняется и среди взрослых: 10% среди мужчин против 5% среди женщин.

Причины формирования стереотипов в отношении женщин

Значительную роль в формировании стереотипов играет представление образов успешных мужчин и женщин в медиа, массовой культуре, политике. Большинство (83%) успешных людей, которых назвали россияне — мужчины, только 17% — женщины. Доминирование мужских образов характерно для всех сфер деятельности, но особенно выражено в политике (только 4% женских имен), бизнесе (1%) и цифровой экономике (1%). Чаще женщины ассоциируются с успехом в области шоу-бизнеса (33%) и блогерства (32%), искусства (19%), журналистики (18%) и спорта (15%), но и в этих областях виден дисбаланс.

Воспитание и семейный уклад — еще один важный фактор в формировании стереотипов. Среди них:

71% россиян разделяют мнение, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой.
Подавляющее большинство женщин (89%) считают, что мужчина должен обеспечивать семью, и только 45% согласны с утверждением, что женщина должна обеспечивать себя сама.

Хотя большинство состоящих в браке россиян (55%) отмечают, что наиболее ответственные решения в их семьях принимаются совместно мужем и женой, почти в трети семей (29%) эти решения принимаются только мужчиной, только в 15% – женщиной.

Треть россиян (32%) считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей, причем эта точка зрения более распространена среди тех, у кого есть дети.

Преодолеть дисбаланс в представленности женщин в цифровой экономике и других традиционно «мужских» сферах деятельности сложно, нужно действовать комплексно и последовательно. Чтобы мотивировать женщин, многие организации и компании проводят различные мероприятия. Так, например, Совет Евразийского женского форума при Совете Федерации объявил конкурс работодателей «Развитие женского лидерства». Его основная цель — поощрение работодателей, которые успешно преодолели «стеклянный потолок» и поддерживают работающих родителей. Компания Google в свою очередь запустила серию тренингов I’m Remarkable (русс. «Я выдающаяся»), где женщины учатся рассказывать окружающим о своих профессиональных и личных достижениях, ценить себя и развиваться в разных сферах жизни. На сегодняшний день, в тренинге приняли участие более 1000 человек в России. Это сотрудники Google, SAP, «Северсталь», Unilever, других крупных компаний.

Заключение

Для достижения равенства женщин и мужчин уже принято немало мер, однако необходимо уделить данной теме особое внимание и разработать комплекс инициатив для борьбы со стереотипизацией как на государственном уровне, так и среди представителей бизнеса и культурной среды. Особое внимание стоит уделить развитию цифровой экономики. Она способствует достижению равенства женщин и мужчин, открывая широкие возможности для онлайн-обучения, удаленной работы и построения бизнеса. Цифровизация позволяет женщинам совмещать рабочие процессы с домашними делами и развивать свой потенциал наравне с мужчинами.

Среди возможных мер:

Ведение информационных кампаний, поощряющих женщин быть более социально активными

Реализация политики равной оплаты труда

Создание гибких возможностей для работы и подходящих форм отпуска по уходу за ребенком как для женщин, так и для мужчин.

Важно принимать все необходимые меры, чтобы не допустить воспроизведения стереотипов в отношении женщин и их возникновения в условиях развитой цифровой экономики.

 

Пресс-релизы компании

Смотреть все
НАФИ на Итоговой коллегии по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
21 января 2020 года
1842
12 декабря Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ, выступила на Итоговой коллегии по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Гузелия рассказала о том, как

Свежие пресс-релизы

Смотреть все
Ищем ПАРТНЕРОВ в регионах РФ (франчайзинг)
20 марта 2019
8595
Приглашаем к партнёрству (франчайзинг). Создайте уникальный бизнес портал в своём регионе! У вас есть возможность приобрести готовый бизнес с месячной прибылью более 250 тыс.руб после выхода на полный объём продаж, при первоначальных затратах от 100
Часы Smarterra Smartlife Atlas: индекс здоровья нажатием одной кнопки
5 июня 2020
468
Компания Smarterra выпустила новые умные часы - стильный гаджет для повседневного использования Smartlife Atlas. Часы Smartlife Atlas имеют функции фитнес-трекера и другие функции: счётчик калорий, счётчик расстояния, напоминание попить воды, шагоме
5 июня – День охраны окружающей среды
5 июня 2020
479
5 июня во всем мире отмечается День охраны окружающей среды (День эколога). Вместе с профессиональными экологами и социально-ответственными экологическими организациями, вместе с теми, для кого экология – это образ жизни и безусловная ценность,
«Ингосстрах» продолжает успешно бороться со страховым мошенничеством
4 июня 2020
600
В Самаре вынесен приговор по уголовному делу в отношении 13 человек — участников ОПГ, профессионально занимавшихся обманом страховых компаний. В период 2015 — 2016 гг. сотрудники по защите активов &laqu
«Ростелеком» запустил пилотный проект умного магазина в торговой сети «Гулливер»
4 июня 2020
635
«Ростелеком» запустил пилотный проект умного магазина в торговой сети «Гулливер» в Ульяновске. Решение умного магазина внедряется на основе продукта Retail Hub, предназначенного для автоматизации бизнес-процессов и повышения к
Лучшие пресс-службы
ВТБ
Новостей: 637
Ингосстрах
Новостей: 397
Почта России
Новостей: 74
ВТБ Лизинг
Новостей: 71
Сбербанк
Новостей: 63
Ростелеком
Новостей: 58
Промсвязьбанк
Новостей: 57
Билайн
Новостей: 53
Аэрофлот
Новостей: 46
Следуйте за нами