Сегодня 91% всех трудовых мигрантов в России являются выходцами из СНГ. При этом 83% из них представлены рабочими из стран Средней Азии – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии1. С каждым годом из этих государств в Россию переезжает все больше квалифицированных кадров и абитуриентов, стремящихся получить качественное высшее образование. Потому в этих странах растет спрос на педагогов, способных обучить «великому и могучему» и познакомить с русской культурой. Замечая эту потребность, российские вузы разрабатывают современные методики преподавания русского языка, которые могут быть успешно применены даже в самых отдаленных школах стран СНГ.
С 20 по 28 сентября 2022 года 500 учащихся Киргизии и Узбекистана посетили более 30 бесплатных мастер-классов в рамках проекта «Многонациональная Самарская земля: традиции из уст в уста, или Духовное наследие сказок». Через разработанный на основе национальных сказок интерактивный контент иностранцы усовершенствовали знание русского, познакомились с традициями народов России, приобщились к ее базовым духовным ценностям, углубили знания о современной российской социокультурной действительности, в том числе об этническом многообразии. Организатором выступил Самарский государственный технический университет (СамГТУ) при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации.
Мастер-классы для изучающих русский язык школьников старших и младших классов, студентов языковых и педагогических специальностей, преподавателей-русистов провели сотрудники кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного СамГТУ. Встречи прошли в 11 учебных заведениях Киргизии и Узбекистана. Особое внимание было уделено современным методикам обучения русскому языку детей и подростков. В ряде школ прошли апробации материалов проекта, в рамках которых с учащимися были проведены практические занятия по РКИ в игровой форме с использованием сказок, а учителя получили методические рекомендации по применению разработанных материалов.
Уделили организаторы внимание и молодым кадрам. Так, 22 сентября для филологов начальных курсов Кыргызско-Российского Славянского университета был организован мастер-класс по методике обучения русскому языку детей младшего возраста на материале русской народной сказки «Теремок» и чувашской народной сказки «Лиса-плясунья». Участники обменялись мнениями о методике подачи языкового материала, обсудили речевые упражнения и возможности сказки как материала для знакомства с культурой разных народов. Кроме того, в рамках мероприятий иностранцы узнали о преимуществах образования в России, вузах Самарской области, условиях и льготах при поступлении в университеты.
«В рамках мероприятий мы не только познакомили иностранцев с многонациональной Россией и ее вузами, но и предоставили коллегам-русистам современные инструменты преподавания русского языка на основе сказок. Мы рады, что участники дали высокую оценку учебно-воспитательному потенциалу презентованных материалов, поделились опытом преподавания, озвучили пожелания по развитию проекта и лучшей его адаптации для учащихся сельских школ, где ситуация с обучением русскому остается довольно сложной. Общая оценка проекта свидетельствует о высокой значимости мероприятий, направленных на продвижение русского языка и культуры, а также о высоком педагогическом мастерстве наших преподавателей. Впереди у нас новые страны и новые идеи по реализации этого интересного и актуального проекта», – рассказывает завкафедрой «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный», руководитель проекта Юлия Лопухова.
По завершении мастер-классов российские эксперты и педагоги школ и вузов Киргизии и Узбекистана обсудили возможности совместной работы над новыми программами в области продвижения русского языка. Подробная информация о проекте, реализуемом впервые в партнерстве с Самарским этнокультурным комплексом «Парк дружбы народов», размещена на портале Самарского политеха.
1«Ведомости», «Количество мигрантов выросло на четверть, несмотря на кризис», 1 июля 2022.
Источник изображения: news.myseldon.com