11:28
Пробки:   3
$
101.6797
106.1028
Краткая история социального активизма в США
Краткая история социального ...
Подписка на рассылку

Краткая история социального активизма в США

15 мая 2018
3956
15 мин.
Краткая история социального активизма в США
Этой весной в США прошла акция March for Our Lives — студенческие митинги с требованием ограничить оборот оружия в стране, печально известной частой стрельбой в учебных заведениях (последний крупный инцидент произошел 14 февраля в средней школе Marjory Stoneman Douglas, где 19-летний белый подросток в противогазе и со спортивным ружьем убил 17 учеников). Там, где оружейное лобби всегда было частью политического мейнстрима, серьезные изменения кажутся недостижимой целью — но лед тронулся, и акцию поддержали влиятельные представители поп-культуры, также традиционно важной для США. На митинге в Вашингтоне было замечено семейство Уэст-Кардашьян (последний раз Канье появлялся на публике рядом с Дональдом Трампом в 2016 году), а в Нью-Йорке к протестующим вышел Пол Маккартни и напомнил, что на этих улицах застрелили его друга Джона Леннона. «Журнал ЯИДИОД» вспоминает еще семь американских активистских движений последних десятилетий — от PETA и Black Lives Matter до Anonymous и борцов за общественные туалеты для трансгендеров.

Anonymous

Цель:

изначально — лулзы, затем — кибервойны с цензурой, терроризмом, расизмом и авторитарными государствами.

Чего добились:

ввели понятие «хактивизм», деанонимизировали куклуксклановцев, помогли бороться с интернет-цензурой в авторитарных странах, собрали последователей по всему миру.

Движение Anonymous не совсем корректно относить к исключительно американскому активизму. Будучи «децентрализованным глобальным мозгом», организация зародилась на просторах 4chan в далеком 2003 году, когда в коллективном бессознательном имиджборд еще не считался форпостом альт-райта (да и слова такого тогда еще не было). Начиная с мелких набегов, хактивисты заваливали странички на MySpace гей-порно (в телесюжете Fox News 2007 года, где анонимусов называют «хакерами на стероидах», к примеру, рассказывается слезная история музыканта, от которого после такой кибератаки ушла девушка) и распространяя спойлеры к очередному «Гарри Поттеру». Тогда и появилось знаменитое «I did it for the lulz».

В 2008 году анонимусы забросили криптохулиганство и всерьез взялись за хактивизм. Их первой целью оказалась Церковь сайентологии, приковавшая к себе общественное внимание после того самого ролика с Томом Крузом. В ход шли истощавшие картриджы в принтерах черные факсы на адрес головного офиса, телефонные пранки, DDoS-атаки и протесты возле отделений Церкви по всему миру.

Именно тогда маска Гая Фокса из фильма «V — значит вендетта» стала символом движения. Первая серьезная битва была скорее проиграна: многих хактивистов вычислили по IP и арестовали из-за плохо проработанных инструкций, распространявшихся по чатам IRC.

Пик популярности движения пришелся на начало 2010-х — анонимусы удачно присоединились к арабской весне, помогая жителям Туниса скрываться от государственной слежки и отправляя правительственные сайты в офлайн. Потом были атаки на Bank of America, гомофобные организации (под раздачу попали в том числе и власти Уганды, издавшие анти-ЛГБТ-закон, но не Виталий Милонов). Уже в 2012 году Anonymous попал в список «100 наиболее влиятельных людей» по версии журнала Time — движение во многом изменило структуру протеста как такового, показав важность онлайн-операций. 5 ноября 2013-го впервые прошел «Марш миллиона масок» — анонимусы вывалили на улицы в 400 городах по всему миру.

В 2015 году они начали сомнительную с точки зрения своей эффективности борьбу с ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ) и даже выпустили инструкцию для всех желающих.

А в 2016-м накануне президентских выборов в США стали появляться сообщения о том, что хактивисты объявили войну Дональду Трампу. Позже последовало официальное опровержение, в котором говорилось, что такие акции противоречат идеологии движения: «Мы за то, чтобы каждый желающий был услышан, даже если он монстр».

С тех пор активность анонимусов окончательно сошла на нет, хотя на «Марше миллиона масок» в Лондоне в ноябре прошлого года и арестовали 25 участников движения. Их сайт обновляется пустыми кликбейт-заметками все реже и реже, и никаких громких акций они не проводят, упуская инфоповод за инфоповодом, — а ведь могли хотя бы взломать почту Харви Вайнштейна.

Black Lives Matter


Цель:

расовое равенство.

Чего добились:

«эффекта Фергюсона», серьезного диалога о полицейском насилии и расизме.

Летом 2013 года, после того как суд оправдал Ханса Циммермана — белого мужчину, застрелившего 17-летнего безоружного чернокожего подростка на территории своего жилого комплекса, — активистка Алисия Гарза написала в фейсбуке пост, который назывался A Love Note to Black People. Патрис Куллорс ответила в комментариях: #blacklivesmatter. К ним присоединилась Опал Томети — так зародилось одно из крупнейших социальных движений в США (и в мире) за последние годы.

В августе 2014-го BLM провели свой первый официальный мирный митинг протеста в Фергюсоне по случаю смерти 18-летнего Майкла Брауна, погибшего от пули белого офицера полиции при ограблении магазина. С тех пор движение организовало более сотни демонстраций, сделав своим неофициальным гимном трек Alright Кендрика Ламара.

В основе их идеологии лежат идеи равенства и инклюзии. Две из трех соосновательниц идентифицируют себя как квир.

Словосочетание Black Lives Matter, будучи и названием децентрализованного движения, и слоганом, и хештегом, оказалось слишком абстрактным термином. Спустя некоторое время появился проект Movement for Black Lives, и дифференцировать активизм, проходящий под хештегом BLM, стало значительно сложнее, а еще позже возникли All Lives Matter и Blue Lives Matter (движения в поддержку стражей порядка, погибших при исполнении).

BLM реагировало практически на каждый крупный случай полицейского насилия по отношению к черным, а сама фраза, выбранная в качестве названия организации, стала частью мейнстрима американской поп-культуры.

В последние годы митингов было меньше, но активизм продолжается: в 2017-м и в 2018-м в Вирджинии прошла одноименная выставка в поддержку Black Lives Matter, организованная тремя чернокожими художниками, а Патрис Куллорс издала книгу с красивым названием «Когда тебя называют террористом: мемуары движения Black Lives Matter». Также появился спорный термин «эффект Фергюсона», которым полицейские силы пытаются оправдать рост числа убийств: дескать, после подобных массовых протестов офицеры якобы боятся открывать огонь и тем самым развязывают преступникам руки.

Occupy Wall Street


Цель:

свержение власти корпораций.

Чего добились:

поддержки Канье Уэста, вялого комментария Барака Обамы и продолжительного сквотирования частного парка.

В 2011 году канадское антиконсьюмеристское издание Adbusters через почтовую рассылку заявило, что «Америке нужен свой Тахрир», намекая на арабскую весну. Главными язвами современного общества инициаторы протестов объявляли растущую роль корпораций в экономике, неравномерное распределение капитала и глобальный кризис. Одно из таких писем сопровождалось изображением балерины на знаменитом быке с Уолл-стрит — предлагалось устроить марш к главной финансовой Мекке США.

Осенью того же года демонстранты все-таки вышли на улицу — и заняли Зукотти-парк (все другие точки назначения заранее оцепила полиция, а сквер остался свободным, потому что это частная территория компании Brookfield, с которой митингующих можно выгонять только с согласия хозяина). Демонстранты разбили здесь свой лагерь с вайфаем и полевой кухней и удерживали его более месяца, пока владелец Зукотти-парка не стал жаловаться на то, что на территории нарушаются санитарные нормы. В итоге «сектор» зачистили (не без помощи перечного спрея), попутно арестовав около 200 протестующих.

Occupy Wall Street, несмотря на поддержку селебрити вроде Канье Уэста, не смогло добиться каких-либо внятных действий от финансовых институций и власти, если не считать обтекаемый комментарий Барака Обамы.

Позже выяснилось, что ФБР и Министерство внутренней безопасности США следили за протестом (к операции привлекли контртеррористическое подразделение), а также координировали свои действия с теми самыми банками с Уолл-стрит. Пластмассовый мир победил.

PETA

Цель:

борьба за права животных.

Чего добились:

отказ от меха стал общепринятой нормой.

PETA основала англичанка Ингрид Ньюкирк в 1980 году, вскоре после того, как перебралась жить в Балтимор. Однажды ее соседи съехали, оставив после себя десяток котят, которые продолжили размножаться уже на ее территории. Будучи уроженкой графства Суррей, она чинно позвонила в службу отлова животных. Ей объяснили, что котиков усыпят, но выражение put down она восприняла слишком буквально, по-британски: «Я подумала: „Ой, как мило, их там рассадят, а потом найдут им новый дом“».

Когда Ньюкирк решила заглянуть в комнату к котятам, сотрудница центра недоуменно спросила: «В смысле? Зачем смотреть? Они все уже мертвы».

Этот момент стал переломным в жизни Ингрид. Она бросила университет (хотела стать брокером), устроилась в тот самый центр отлова животных, пытаясь предотвратить жестокое обращение с представителями бездомной фауны хотя бы на местном уровне. В итоге, не сумев изменить порядок (тамошние служители регулярно засовывали своих жертв в холодильники, давили и пинали ногами), она начала приезжать в центр как можно раньше, чтобы собственноручно, без лишней жестокости, убивать десятки животных. Отсюда и начался радикализм PETA — организации, которая в будущем с билбордов станет призывать студентов пить пиво вместо молока. Ну или безосновательно заявлять, что молочная продукция вызывает рак простаты, ссылаясь на milksucks.com (в век веб-интернета домены вроде furismurder.com и fishinghurts.com превратятся в один из главных инструментов PETA)

Уже в 1981 году организация добилась первого (и, похоже, последнего) полицейского рейда в лабораторию для животных, где 17 подопытным обезьянам с Филиппин удаляли гениталии и спинальные ганглии. Владельцу центра выдвинули обвинения по шести пунктам — правда, позже все их аннулируют или отменят. Но Ингрид удалось начать массовую информационную кампанию при участии селебрити (одной из главных союзниц активистов станет Памела Андерсон, прикрывающаяся листами салата на билбордах) и добиться изменений в законе Animal Welfare Act. А PETA превратилась из небольшой группы единомышленников в целое национальное (а затем — интернациональное) аболиционистское движение.

С тех пор сторонники PETA раздевались против использования меха (Ньюкирк признается, что они намеренно используют секс как инструмент пропаганды: «Мы настоящие медиашлюшки»), забрызгивали шубы звезд фейковой кровью, сбрасывали мертвого енота прямо в тарелку редакторке Vogue, транслировали ролики с пытками слонов перед входом в цирк, выпускали видеоигры на тему Kentucky Fried Cruelty — словом, пытались отстоять права животных всеми доступными способами.

Ньюкирк продолжает свое дело, хотя и слегка сбавив обороты: в конце концов, мы живем в мире, где от использования меха отказалась даже Донателла Версаче, а первой была Стелла Маккартни, поддержавшая PETA еще в 1980-х. В позапрошлом году Ингрид получила приз Питера Сингера, одного из наиболее влиятельных философов современности по версии The New Yorker. Последняя известная акция PETA — открытое письмо рэперу Дрейку, недавно признавшемуся, что он вегетарианец, «но любит пиццу с ананасом», с призывом не носить парки Canada Goose — компании, которая убивает уток и гусей, а также ловит диких койотов с помощью стальных капканов.

#MeToo

Цель:

показать масштаб проблемы арассмента.

Чего добились:

свержения патриархата в Голливуде, женской солидарности по всему миру; заставили общество сделать новый шаг к гендерному равенству.

Фраза, которая помогла свергнуть патриархат в Голливуде и начать серьезный диалог о гендерном равенстве, появилась еще в 2006 году на просторах MySpace. Активистка Тарана Берк, не сумев найти других слов, ответила так 13-летней девочке, признавшейся, что она подвергалась сексуальному насилию.

В октябре 2017 года, в разгар скандала вокруг фигуры Харви Вайнштейна, актриса Алисса Милано вспомнила эту фразу: «Если бы все женщины, подвергшиеся сексуальному домогательству или нападению, также написали „Me too“ в своем статусе, мы могли бы дать людям возможность представить масштабы этой проблемы». На твит Милано ответили десятки селебрити, включая Бьорк, Леди Гагу и Эмили Ратаковски, а сам хештег #MeToo за сутки спровоцировал более 12 млн постов в одном только фейсбуке и впоследствии перерос в полноценное движение Time’s Up, борющееся с проблемой харассмента.

Вслед за Вайнштейном, против которого выступили около 80 женщин, в сексуальном насилии обвинили целый ряд актеров, включая Кевина Спейси, Дастина Хоффмана и Джеймса Франко.
После чистки мужчины в Голливуде, как писал The New Yorker, оказались в положении «евреев в Германии»: встречи теперь проходят при открытых дверях, а их участники практически перестали обниматься.

К февралю этого года организации удалось собрать 20 млн долларов на помощь жертвам насилия, а также привлечь около 200 волонтеров-адвокатов.

В ноябре член палаты представителей США Джеки Шпейер предложила поправку в закон, регулирующий процедуру регистрации актов сексуального насилия: теперь жалобы будут оформляться быстрее, а их авторы смогут перевестись в другой отдел или работать удаленно, не опасаясь увольнения. Но главная перемена произошла не на юридическом, а на социальном уровне. Сумев противостоять волне виктимблейминга, обрушившейся на жертв харассмента сразу после их признаний, они добились серьезного разговора о гендерном равенстве и дестигматизации (хотя пока и частичной) темы сексуального насилия.

Спортивные протесты против гимна США


Цель:

поднять тему полицейского насилия и расового неравенства.

Чего добились:

внимания общественности и унижения Трампа.

В 2016 году в начале предсезонных игр Национальной футбольной лиги Колин Каперник, квотербек клуба San Francisco 49ers, сел на газон во время исполнения национального гимна США в знак протеста против полицейского насилия и расового неравенства.

Позже он начал опускаться на одно колено, чтобы оказать уважение ветеранам армии США (считается, что гимн перед началом спортивных игр посвящен именно им и полицейским силам, а не стране в целом), но при этом продолжить свой протест.

Каперника решили поддержать игроки по всей лиге — многие также преклоняли одно колено, другие по примеру Томми Смита и Джона Карлоса с Олимпиады-1968 (у протеста глубокие корни — все началось еще в конце XIX века) поднимали вверх кулак, третьи сцеплялись друг с другом руками во время исполнения «Знамени, усыпанного звездами».

В сентябре 2017 года президент Трамп подлил масла в огонь. После его эмоциональной речи о том, что от протестующих игроков следует избавляться («Уводите [этого] сукина сына с поля, он уволен. Уволен!»), протестное движение обрело новую жизнь. Некоторые начали вовсе оставаться в раздевалке на время гимна, а на колено опускались не только спортсмены, но даже Стиви Уандер и, например, главные герои «Секретных материалов».

Член Верховного суда Рут Бейдер Гинзбург назвала протест «глупым и неуважительным», добавив, что игроки имеют право так себя вести, «если они хотят быть тупыми». Сенатор Оклахомы Джеймс Лэнкфорд и вовсе увидел в этом заговор ольгинских троллей. Консерваторы взбешены, протест продолжается — ждем новый сезон NFL.

Борьба за право трансгендеров на свободное посещение общественных туалетов


Цель:

добиться отмены анти-ЛГБТ-закона в Северной Каролине.

Чего добились:

отмены (хотя и частичной).

Весной 2016 года губернатор Северной Каролины Пэт Маккрори подписал закон, согласно которому все трансгендеры штата обязаны пользоваться туалетами в соответствии с полом, указанным при рождении в паспорте. При этом местному муниципалитету запретили принимать нормативные акты, которые могли бы восстановить права транс-людей, самого угнетенного социального меньшинства (согласно исследованию 2014 года, 42 % транс-женщин и 46 % транс-мужчин в США как минимум раз пытались покончить с собой).

Главный аргумент Маккрори заключался в том, что под видом трансгендеров мужчины якобы будут проникать в женские туалеты и нападать на всех подряд, хотя статистика говорит об обратном: не было зарегистрировано ни одного подобного случая. При этом 70 % транс-людей сталкивались с отказами и вербальной агрессией или физическим насилием при посещении общественных уборных.
С момента вступления в силу «закона о туалетах» свое возмущение высказали не только ЛГБТ, но и общество в целом: Северную Каролину начали массово бойкотировать. В борьбу за права транс-людей включились политики, отменившие командировки в штат, крупный бизнес вроде компании PayPal, заморозившей строительство штаб-квартиры в Шарлотте, музыканты уровня Брюса Спрингстина и Ринго Старра, которые отменили там концерты с десятками тысяч проданных билетов, и даже XHamster.com: сайт начал блокировать всех пользователей из Северной Каролины — любой клик на ролик для них заканчивался черным экраном и объявлением администрации. «В марте у нас было 400 тысяч просмотров по запросу „транссексуал“ из Северной Каролины. Слово „гей“ там искали 319 907 раз, — рассказывал тогда Майк Кулич, представитель порносайта. — Мы последние 50 лет боремся за равноправие, а в Северной Каролине приняли совершенно дискриминационный закон».

В результате уже через пару недель губернатор Северной Каролины Пэт Маккрори подписал распоряжение, смягчающее «закон о туалетах», хотя большая часть его пунктов оставалась в силе, разве что частные компании получили возможность устанавливать свои правила, а трудовой кодекс штата теперь позволял судиться с работодателями из-за дискриминации по половому признаку. Спустя год, в марте 2017-го, новый губернатор демократ Рой Купер официально отменил закон, хотя ЛГБТ-сообщество расценило это, скорее, как компромисс: за властями штата все равно осталось фактическое право регулировать нормы посещения общественных уборных, но что-либо изменить в действующем «туалетном» законодательстве они теперь смогут не раньше 2020 года.

Журнал “ЯидиоД”
Раздел:

Общественная редакция в Самаре

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8184359998
Умерли за год
3820304
Родились за год
9398624